В начале 30-х годов XX века в кремлевских кабинетах власти возник грандиозный план строительства Беломорско-Балтийского канала, соединяющего Белое море с Онежским озером – две крупнейшие водные артерии страны. Идея постройки канала была не нова, впервые она родилась еще во время Северной войны. В 1702 году под руководством Петра I за десять дней из Белого моря на Онежское озеро по прорубленной просеке волоком протащили два фрегата. В XIX веке в Российской империи было разработано несколько проектов судоходного канала, но каждый раз строительство откладывалось из-за высокой стоимости работ.
И лишь в 1930 году в СССР по инициативе И.В. Сталина приняли решение о сооружении Беломорско-Балтийского канала длиной в 227 км в рекордно короткие сроки, за двадцать месяцев. Группа заключенных инженеров разработала уникальный проектный план, а ОГПУ взялось выполнить государственное задание силами ста тысяч заключенных БелБалтлага. Кураторами стройки были назначены заместитель председателя ОГПУ (будущий сталинский нарком внутренних дел СССР) Г.Г. Ягода и начальник ГУЛАГа М.Д. Берман. Возглавляли строительство канала на разных этапах Л.И. Коган и Н.А. Френкель.
Грандиозную стройку сопровождала мощная информационная кампания. Все газеты тех лет печатали карту Северо-Западной Европы, где был показан новый путь из Ленинграда в Архангельск по Беломорско-Балтийской трассе – вчетверо короче старого, проходившего ранее вокруг Скандинавского полуострова. Публиковали статьи о героическом труде «перековавшихся» преступников-рецидивистов и политических врагов. Портреты начальников строительства, чекистов, инженеров украшали страницы журналов, а лозунг – «227 километров! За 600 дней!» знала вся страна.
Одна из самых значительных строек первой советской пятилетки была завершена точно по плану – 20 июня 1933 года. Многотысячной армии заключенных хватило двадцати месяцев, чтобы в тяжелейших природных, климатических и бытовых условиях, без современной техники, практически вручную, пробить первый в СССР судоходный канал. Сооружение канала стоило многих человеческих жизней, потери среди заключенных были огромными.
После окончания строительства тысячи заключенных обрели свободу, тысячам ударников Беломорстроя сократили сроки наказания, а наиболее отличившиеся работники и руководители были отмечены высокими правительственными наградами, среди них: Г. Ягода, Н. Френкель, М. Берман, Л. Коган; бывший заключенный (осужденный за вредительство), а затем один из авторов проекта – инженер К.А. Вержбицкий и некоторые другие. Всего восемь человек, все они получили ордена Ленина. В дальнейшем идеологи и участники стройки имели разную судьбу: Френкель дослужился до генеральского чина и прожил долгую жизнь, Ягода, Берман и Коган были репрессированы и расстреляны.
Торжественное открытие Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина состоялось 2 августа 1933 года. Вскоре после этого события в плавание по рукотворному водному пути отправилась группа из 120 писателей, поэтов, журналистов, фотографов и художников для ознакомления с чудом социалистической экономики. Поездка заняла несколько дней. Писатели беседовали с заключенными (под присмотром сотрудников ОГПУ), с начальниками стройки, совершали прогулки по каналу. В их распоряжении были досье на всех работников. Для консультаций к делу были подключены эксперты по топографии, геологии, ирригации и другим наукам. В результате этой поездки была создана объемная художественно-публицистическая летопись «стройки века».
Книга «Беломорско-Балтийский Канал имени Сталина: история строительства» (Москва, 1934), вышедшая под редакцией М. Горького, Л.Л. Авербаха и С.Г. Фирина, написана совместными усилиями тридцати шести литераторов. Коллективный труд состоит из пятнадцати глав, из которых лишь три авторские – две написал М. Горький и одну М.М. Зощенко. Над остальными главами работали от трех до десяти писателей. Как напечатано в кратком предисловии, авторы «…помогали друг другу, дополняли друг друга, правили друг друга. Потому указание индивидуального авторства было нередко затруднительным». В соавторстве писали прозаики, поэты, литературоведы, драматурги, сценаристы: А.Н. Толстой, К.Я. Горбунов, Л.Л. Авербах, В.П. Катаев, В.В. Иванов, В.Б. Шкловский, В.М. Инбер, Л.В. Никулин, К.Я. Финн, Л.И. Славин и другие. Среди авторов были сотрудник лагерной администрации, помощник начальника БелБалтлага – Н.Ф. Гарнич и заключенный – С.Я. Алымов. Поэт Сергей Алымов, отбывавший наказание в исправительно-трудовом лагере Беломорканала, был освобожден досрочно во время писательской экскурсии и включен в рабочую группу по созданию монографии.
В аннотации перед текстом авторы дают краткую характеристику содержания издания, в котором приведены примеры «исправительно-трудовой политики советской власти, перековывающей тысячи социально-опасных людей в сознательных строителей социализма»; показана героическая победа «коллективно организованной энергии людей над стихиями суровой природы Севера» при возведении грандиозного гидротехнического сооружения; изложены биографии руководителей стройки – чекистов, инженеров, рабочих; описаны судьбы «бывших контрреволюционеров, вредителей, кулаков, воров, проституток, спекулянтов, перевоспитанных трудом, получивших производственную квалификацию и вернувшихся к честной трудовой жизни». Главы книги носят патетические названия: «Правда социализма», «Страна и ее враги», «Темпы и качество», «Добить классового врага», «Штурм водораздела». Рассказы о чекистах, строителях, ударных трудовых вахтах, кампаниях против лодырей, очковтирателей и отказников чередуются с монологами вора-домушника, стрелка ВОХРа, «перековавшегося» афериста. В издании описывается технический проект канала, опубликованы приказы начальника строительства Л.И. Когана о ходе работ; постановления правительства об открытии Беломорско-Балтийского водного пути, о награждении орденами строителей, о льготах для ударников Беломорстроя и другие документы. Текст дополнен научно-популярными очерками о принципах шлюзования судов, о минеральных ресурсах Карелии, экономических перспективах края и т.д. В приложении – перечень технических, жаргонных слов и сокращений («деррик» – деревянный судовой подъемный кран с ковшом, «фаланга» – производственные объединения от 200 до 500 ударников, «ГИСТР» – главный инженер строительства, «ксива» – поддельный паспорт, «малина» – притон). Иллюстративный ряд состоит из фотографий природы, сюжетов строительства, портретов политических деятелей и героев стройки, схем и карт. В художественном оформлении книги принимали участие художники и фотографы: Н.В. Ильин, А.А. Дейнека, А.М. Родченко и другие. Александр Родченко был командирован на строительство Беломорско-Балтийского канала и отснял, по его словам, более двух тысяч кадров. На страницах издания воспроизведены его фотографии: «Последние часы на шлюзе», «Повенецкая агитбригада» и другие.
Книга издана Государственным издательством «История фабрик и заводов» несколькими тиражами в двух вариантах формата. В экземплярах формата Folio многоцветная печать, фотографии величиной в страницу выполнены в технике меццо-тинто. Цветные карты СССР, Карелии и Беломорканала воспроизведены на специальных вклейках-разворотах. Тисненый на ледерине портрет-медальон И.В. Сталина (профиль вправо) работы скульптора П.И. Таежного. 10-тысячный тираж отпечатан в рекордные сроки (за тридцать восемь дней) ударной бригадой лучших работников типографии им. Воровского. 30 тысяч экземпляров отпечатаны в 1-й образцовой типографии. Тиражи отличаются качеством бумаги и печати иллюстраций. Массовое 80-тысячное издание отпечатано в типографии «Искра революции» Мособлполиграфа и исполнено скромнее: стандартный формат, одноцветная печать, барельеф Сталина на тканом переплете (профиль влево), фотографии внесены в текст, только одна карта-вклейка (трасса канала).
История книги «Беломорско-Балтийский канал», так же как и история строительства самого канала, трагична. Книга была издана «как бы навеки, чтобы потомство читало и удивлялось, – писал А.И. Солженицын. – Но по роковому стечению обстоятельств большинство прославленных в ней и сфотографированных руководителей через два-три года были разоблачены как враги народа. Естественно, что и тираж книги был изъят из библиотек и уничтожен. Уничтожали ее в 1937 году и частные владельцы, не желая нажить за нее срок…». Трагично сложилась судьба не только персонажей книги, но и некоторых ее авторов: расстреляны Бруно Ясенский и Л.Л. Авербах, погиб в лагере бывший князь Д.П. Святополк-Мирский, умер в лагере С.Ф. Буданцев, отсидел 8 лет С.Г. Гехт. Все они были осуждены либо за «шпионаж», либо за «антисоветскую агитацию», либо за «контрреволюционную пропаганду». Поэтому из книги вырезались фотографии репрессированных руководителей советского государства, писателей, чекистов; замарывались тексты. В 1937 году ВКП (б) перестала верить в «перековавшихся» преступников и решила, что строить фабрики, заводы, возводить плотины и другие объекты социалистического строительства могут только люди, верящие в социализм, а не политзаключенные. Поэтому книга, воспевающая героический труд заключенных, по мнению властей, не имела права на жизнь.
Отдел книжного фонда хранит три экземпляра этого издания (два варианта тиража). Один из экземпляров Исторического музея представляет большую редкость, т.к. в нем сохранены все иллюстрации, в том числе портрет наркома внутренних дел СССР Г.Г. Ягоды.
Автор — Е.В. Лазаренко, заведующая отделом книжного фонда